Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
23.11.2024
14:56
CASTLE MASTERS
Меню сайта
Категории раздела
ИСТОРИЯ [8]
АКАДЕМИЯ [15]
Материалы познания...
Главная » Файлы » ФИЛОСОФИЯ » АКАДЕМИЯ

ABGUS. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (РЕФЕРАТ)
03.10.2014, 11:36

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Тема 1. Введение в культурологию.

Понятие культуры. Культура (лат. cultura  – возделывание, воспитание, образование) – первоначально обработка и уход за землёй, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей; термином «культура» обозначается определённая совокупность социально приобретённых и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (культура майя), а так же специфических сфер деятельности и жизни (художественная культура, культура быта, труда);  в более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

Духовность, как социокультурный феномен. Духовность, как социальное явление, – важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования; преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами. Складывается обычно в результате влияния материальной и духовной культуры. Духовная культура является многообразным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. Материальная к. не тождественна материальной жизни общества, она характеризует её и материальную деятельность с точки зрения влияния на развитие человека, раскрытия его способностей, творческих возможностей и дарований.

Социальные функции культуры. Гуманистическая или человеко-творческая – главная функция, все остальные связаны с ней. Это развитие самого человека, его духовных, творческих способностей во всей целостности его общественного бытия. Коммуникативная функция включает следующие компоненты: а) интеграция общества и соц. групп; б) внутренняя дифференциация общества и групп; в) отделение общества и различных групп друг от друга и их общение. Информационная ф. или трансляции социального опыта, его исторической преемственности. Познавательная ф. связана с концентрацией социального опыта множества поколений людей. Воспитательная или регулятивная ф. связана с различными сторонами общественной и личной жизни человека. В сфере труда, быта, межличностных отношениях она влияет на поведение людей, регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Тема 2. Генезис культуры.

Понятие генезиса культуры. Генезис (греч. genesis - происхождение) – часть сложных слов обозначающих значения «связанные с процессом образования, возникновения и последующего развития» (антропогенез, социогенез, культурогенез). Мир культуры, любой её предмет или явление – не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Культура не существует вне человека. Самые древние орудия человека датируются ок. 2,5 млн. лет назад. Первобытный мир делится на каменный, медный, бронзовый и железный века. 

Общая характеристика палеолита. Возникновение человека. Памятники первобытной культуры. Палеолит (греч. palaios - древний, litos - камень) – древний каменный век. Он подразделяется на три периода: нижний (ранний, 700 – 600 до 40 тыс. лет до н.э.), средний и верхний (поздний). Формирование материков практически завершено. Гиганты флоры и фауны уступили место царству млекопитающих. Появление «предков» человека – парапитеков (греч. para - возле, pithecos - обезьяна) – 2 млн. лет до н.э. эры (Египет), далее австралопитеки (Юж. Афр.), предзинджантроп – 1,75 млн. лет д.н. эры (Нomo habilis) зинджантроп – 1,5 млн. лет. д.н. эры (Вост. Афр.). Первое подобие человека - питекантроп («обезьяночеловек») – 1 млн. лет д.н. эры (Ява), прямоходящий (Homo erectus). Древнейшие орудия из камня - рубила (отщепы), скребки, пластины, острия. Синантроп – «китайский человек». Развитие высшей нервной деятельности у человека, мышления, речи (звуковой). Ледниковый период, пользование огнём. Неандертальцы (мустьерская (пещ. Мустье. Фр.) культура– 100 – 40 тыс. лет назад) – 200 – 35 тыс. лет назад (неандерталь – долина возле Дюссельдорфа. Герм.) – параллельная ветвь человека. Добыча огня. Происхождение рода. Забота о соплеменниках. Культ погребения. Верхний палеолит (до 14 - 10 тыс. лет до н.э.) – кроманьонцы (грот Кро-Маньон. Фр.) – человек современного вида– человек разумный (Homo sapiens). Пещерная контурная живопись (пещ. Ориньяк, пещ. Ла Мадлен и пещ. Ласко (Фр.) пещ. Ла Монеда (Исп.)). Составные орудия и первые механические средства (копьеметалка). Многокрасочные рисунки (пещ. Альтамира. Исп., пещ. Фон де Гом. Фр.), орнамент и глиняные женские фигурки. Музыкальные инструменты для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.  Формирование рас (экваториальная - негроидно-австралоидная, европеоидная - европейско-азиатская, монголоидная – азиатско-американская).

Энеолит. Энеолит (лат. aeneus - медный + lithos  - камень) – медно - каменный век – переходный период от новокаменного века (неолита) к бронзовому веку. Использование самородных металлов известно человеку с VI – V тысячелетий до н.э. Однако, начало века металла принято считать с IV тысячелетия, когда в Передней Азии, Египте, Индии и др. странах была освоена выплавка меди из руд.

  Тема 3. Культура древневосточных цивилизаций.

Рабство как форма социально-экономического прогресса в развитии человеческого общества. IV тысячелетие явилось временем появления первых рабовладельческих обществ. Египет и Двуречье. Создание ирригационного земледелия привело к значительному росту количества производимого продукта, которого было больше, чем это минимально было необходимо для прокормления человека. Пленные, захваченные в межплеменных войнах, чаще уничтожались, но и применялись в хозяйственных работах. Это были в основном женщины, так как мужчин держать было опасно. Проблема с кормлением пленных и защиты от их возможного насилия. Всё это способствовало созданию мощной государственной власти, для защиты прав рабовладельцев. Рабы, также как и добавочный продукт становились собственностью богатого члена общины. Со временем количество рабов увеличивалось, и они начали применяться во всё большем числе отраслей и областей производства.

Общая характеристика культуры Египта. Египет – страна древней и таинственной культуры. Египетское государство – одно из первых в истории человечества – возникло в долине Нила 6 тыс. лет назад. За длительный срок было создано множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений. Жилища строились из кирпича-сырца, а храмы из камня – на века. Распространён культ мёртвых, фетишизм и поклонение животным. Наиболее известные памятники – пирамиды. Пирамиды – символ веры в возможность вечной жизни души после физической смерти и обожествления фараона. Религия Древнего Египта политеистическая (хотя и подразумевает единое начало – «Отец отцов»).

Антропоморфизация священных богов, возникновение пантеона богов, погребальный культ. Почти все боги имели разные имена, а некоторые назывались по-разному в разное время суток. Так главный бог Египта – бог Солнца как «Восходящее Солнце» - Хепри (Хепрер), «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум. Птах – бог воды, земли и мирового разума. Создатель всего сущего. Он изображался в облике человека и особенно почитался в Мемфисе. Другие жрецы предлагали свою картину происхождения Мира. Нун – первобытный водный хаос. Из него возник – Атум, который трансформировался в Ра. Из Атум-Ра появился бог воздуха Шу и его жена богиня влажности Тефнут. От этих двух родился Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса (бога умирающей и воскресающей природы), Исиду (богиню плодородия, воды, ветра, волшебства и мореплавания), Сета и Нефтиду (основные боги). Осирис и Исида (Изида) породили Гора, бога Солнца, побеждающего силы мрака. Богиня истины и порядка – Маат, богиня неба, любви и веселья – Хатхор, бог Луны и письменности – Тот. Поклоняясь множеству, в действительности поклонялись одному. В Египте было сформировано понятие Троицы (Всевышний – Отец + Мать + Сын). На основе несогласия с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца и умирающего может ждать воскрешение. Основным условием загробной жизни считалось сохранение тела умершего. Практика изготовления мумий. «Египетская книга мёртвых».

Тема 4. Культура греко-римской античности.

В развитие культуры Греции III – 1-й половины I тыс. до н.э. включают период древнейших цивилизаций (III – II тыс. до н.э.), гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.) и архаический период (VIII – VI вв. до н.э.). Классический период (480 – 323 гг. до н.э.) подразделяется на эпоху расцвета (V в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса (IV в. до н.э.). Эпоха эллинизма (323 – 27 гг. до н.э.).

Миф в структуре древнегреческого сознания и духовной культуре. В лоне мифологии, как первой формы общественного сознания, зарождается философская мысль. Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нём действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории ставится философский вопрос о возникновении мира и его развитии; что такое жизнь и смерть и т.д. Архитектура: Афинский акрополь. V век до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции. Окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный ордер – коринфский. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э. он отстраивается на протяжении всего V века до н.э. под общим наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Это вершина древнегреческой архитектуры, символ эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Ансамбль Акрополя включает: пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), главный храм Афин – Парфенон, недалеко от Парфенона в ионическом стиле построен храм Эрехтейон (431 – 404 гг. до н.э.) Ярчайшие представители древнегреческой духовной культуры. Архаический период. Пифагор (540 – 483 гг. до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Эпоха кризиса полиса. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) ученик Сократа, после смерти учителя основал в Афинах собственную школу – Академию (385 г до н.э.) – религиозно – философский союз. Считал, что чтобы узнать истину, нужно познать мир идей, т.к. настоящий мир, природа, все видимые вещи – лишь копии или отражение мира идей – невидимого и существующего где-то в надзвёздном пространстве. Ученик Платона – Аристотель (384 - 322), человек энциклопедических знаний. Его работы посвящены политики, биологии, физике, механике, математике, ботанике и т.д. Важным моментом в его учении является взаимоотношение формы и материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие. Учение о природе понятия, соотношение его с предметом, о методах мышления, о логике. 

Тема 5. Византийская культура.

Генетические истоки византийской культуры, её временные рамки и основные исторические этапы. История Византии, как самостоятельного государства(395 – 1453 гг.) началось с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь (ок. 285 – 337 гг.), ныне Стамбул. После нашествия варварских племён в 476 г. Западная Римская империя прекратила своё существование, а Восточная её часть стала её преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Виза'нтий, то по этому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией (Малая Азия, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирии, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области в Аравии, острова Восточного  Средиземноморья). Переход к феодализму IX – XI вв. Распад Византии XIII – XV.

Две тенденции в развитии византийской культуры: античная и христианская.

Для античной традиции характерно продолжение философской мысли учений Платона и Аристотеля. В период Раннего Средневековья в IV - V вв. в Византии был распространён неоплатонизм. Изучался Гомер, трагедии Эсхила и Софокла. После утверждения христианства в качестве государственной религии, стали преследоваться деятели науки, закрывались школы, уничтожались библиотеки. Для распространения христианства создавались церковные школы, в том числе высшие. В середине VI церковь (монах Косьма Индикоплов. «Христианская топография» - Земля плоская) признаёт систему Птолемея неверной и противоречащей Библии. Церковь использует народные песни и гимны (лирика Романа Сладкопевца). В период VII – IX вв. ослабление античной традиции по причине острейшей классовой борьбы в период становления феодализма сопровождающегося религиозным изуверством.

Христианская концепция имперской власти и византийское право. Обязанностью императора было подражать Богу. Его трон был двухместным, на нём в праздничные и воскресные дни оставляли место Христу – в качестве его символа на сидение возлагали крест. Всенародное провозглашение императора на ипподроме заменяется в X в. обрядом венчания на царство как Божьего избранника в храме святой Софии. Заговорщики против царя считались вероотступниками. В законодательном сборнике Эклог (VIII в) закон назван «откровением Божьим». Законы подкрепляются текстами писания. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной (католицизм и православие).

Тема 6. Культура позднеевропейского средневековья.

Географические временные рамки европейского средневековья, формы и сущность его культуры. Сегодня с уверенностью можно сказать, что период культуры Раннего и Классического Средневековья охватывает, по меньшей мере, десять веков, с V в. по конец XIV в., т.е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период Раннего Средневековья занимает период V – XI вв., а Классического – XII – XIV вв. Это процесс формирования общности европейских народов, складывание западноевропейского христианского типа культуры.

Католицизм и папство. К общим причинам, которые привели к разделению церквей на западную и восточную, относятся различия в политическом, социальном и культурном развитии Византии и стран Западной Европы. Папы стали независимыми от византийского царя в VIII в. во время иконоборства. К XI в. определилась участь обеих церквей: греческая соединилась с большинством славян, а латинская – с народами Запада. Выйдя из-под власти германских императоров с середины XI в. независимость пастырей римско-католической церкви восстановлено. В XII - XIII вв. её влияние на все сферы жизни сильно возрастает. Некоторые правители государств оказались в вассальной зависимости от Ватикана (при папе Иннокентии III (1198 - 1216)). Расширение миссионерской деятельности и рост экономического могущества. Теологический спор с православными о филиокве (Филиокве (от  filiogue - и от сына) добавление, сделанное в VII в. западно-христианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» IV в. в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от Сына. Православная церковь не приняла филиокве.).

Средневековый эпос. Важным элементом Средневековья было литературное творчества. Высокого уровня достигла устная поэзия. Лучшие образцы героического эпоса Англии и Скандинавии: «Поэма о Беовульфе» 700 г. (Англ.), «Старшая Эда» (Д. Норв. и Д. Ислан.). Важный элемент – саги, сохранившие память о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага о Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Рыцарская литература (период феодальной раздробленности) прославляла и описывала героя воина-феодала и его подвиги: «Песнь о Роланде» (Фр.), « Тристан и Изольда» (Герм.), «Песнь о Нибелунгах» (Герм.), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Исп.). Значительным явлением была поэзия вагантов (от лат. vagari - бродить), родиной, которой считается Франция. 

Тема 7. Культура эпохи Возрождения.

Возрождение как «величайший переворот» в развитии мировой культуры. Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV – XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII в., принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы. Первоначально это был некоторый возврат к забытой античной культуре и её переоценка. Не исключались достижения средневековой культуры. В отличие от античных воззрений на Мир и место в нём человека, как ученика природы, мыслители Возрождения полагали, что человек наделённый Богом волей, творец самого себя и этим отличается от природы. Гуманизм – мерило всего сущего (от лат. humanus - человечный).

Итальянское Возрождение. Культура маньеризма. В Италии XIII – XIV вв. проторенессанс: поэт Данте Алигьери, зодчий Арнольфо де Камбио, скульптор Николло Пизано, живописец Пьтро Каваллини и Джотто ди Бондоне. Ранний Р. – с середины XIV – XV вв.: литература Петрарка (1304 - 1374) «Книга песен» и Боккаччо (1313 - 1375) «Декамерон», живопись Мазаччо (1401 - 1428) флорентийская роспись, Сандро Боттичелли (1445 - 1510) «Рождение Венеры» и росписи. Высокий Р. – до второй трети XVI в: Леонардо да Винчи (1452 - 1519) «Джоконда»; Рафаэль Санти (1483 - 1520) «Мадонна Конестабиле» и «Сикстинская Мадонна», архитектура Ватикана; Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) – скульптор, архитектор, поэт – роспись Сикстинскгой капеллы в Ватикане; в Венеции Тициан Вечеллио (1477(1487) - 1576) «Кающаяся Магдалина» и др.  Поздний Р. – вторая треть XVI – первая половина XVII вв.: проявление католической реакцией, отказ от идей гуманизма при сохранении техники великих мастеров Возрождения (маньеризм – программное стремление выражать субъективную, внутреннюю идею художественного образа, рождающегося в душе художника). Представителями итальянского маньеризма и его основоположниками были портретисты Якопо Понтормо (1494 – 1557) и Анджело Брондзино ((1503 – 1572).  

Тема 8. Культура Реформации.

Реформация как идеологическая культурная революция и её основные представители (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер). Протестантская мораль и личность нового типа. Реформация – широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине XVI в., положившее начало новой разновидности христианства – протестантизм. Потоки сокровищ из Нового Света и колоний, обнищание широких масс против богатевших промышленников и купцов, католической церкви, привели к негодованию народа Европы. Реформация началась в Германии. Церковные поборы и вымогательства, роскошь и праздность священников, корысть в трактовке Писания, подвигла на выступление профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера с осуждением (1517 г.) сложившегося положения. Его тезис, что «спасение» достигается верой, а не делами, связанными с подношениями, обрядами и молитвами. Приход лютеранской церкви. Лютер не поддержал крестьянскую войну 1525 в Германии, что сделал Томас Мюнцер (1492 - 1525). Он считал равенство людей «божьей справедливостью» и заплатил жизнью за стремление покончить с крепостничеством. Жану Кальвину повезло больше, покинув  Францию (где протестантизм преследовался), он обосновался в Женеве (Швейц - й. союз). Он, как выразитель идей буржуазии, учил, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы спором с самим Богом. Идеи и учения Кальвина вдохновляли молодую буржуазию на борьбу с феодализмом (XVI – в Нидерландах, XVII – в Англии). Христианство в интерпретации «либеральных теологов» приобрело скорее характер философского учения, нежели «религии откровения». Жизнь человека и общественный порядок, которые обеспечивают человеку возможность отдаваться вере, должны помогать ему в земной жизни искать «спасение».

Искусство барокко и академизм. Барокко (вычурный, причудливый) стиль, преобладающий во всех видах творчества с XVI по середину XVIII века, особенно в архитектуре и живописи. Этот стиль не сотворческое следование  природе, а совершенствование её в духе идеальных норм красоты. Выражается в бурной динамике и изощрённой декоративности. Исторически стиль связан с укреплением абсолютной монархии (контрреформацией). В изобразительном искусстве и архитектуре яркие представители: Л. Бернини (Итал.), Д. Веласкес (Исп.), П. П. Рубенс и А. Ван Дейк (Фландр.). В странах протестантской культуры скромнее: Рембрандт …(Голанд.). Во Франции многомерность стиля способствует зарождению раннего классицизма (барочного классицизма). В литературе характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы, где важное место занимает аллегория (П. Кальдерон, Т. Тассо…). Развиваются опера и балет. Под академизмом понимается оторванность науки, образования или искусства от жизни, общественной практике. В изобразительном искусстве академизм сложился художественных академиях XVI – XIX вв.: следовал внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждал условные идеализированные образы, далёкие от жизни сюжеты, отвлечённые нормы красоты.

Тема 9. Культура эпохи абсолютизма.

Культура эпохи абсолютизма – эра первых буржуазных революций европейского масштаба. Английская революция XVII в. была буржуазной (1640-е гг.). Казнён Карл I Стюард. К власти пришел Кромвель, который круто расправился с врагами буржуазии. После его смерти (1658), опасаясь народного движения, его сторонники пошли на соглашение с королевской властью и посадили на престол сына казнённого короля (1660), а через 28 лет сместили его через парламент и пригласили Вильгельма Оранского из Голландии. Во время правления Людовика XIV во Франции, на раду с блеском и роскошью двора, десятая часть населения страны была доведена до нищеты. Подавлялось всякое свободомыслие. Безграничный произвол власти вызывал недовольство, которое вылилось в буржуазную революцию 1789 – 1794 гг., после которой рухнул феодальный строй. 

Классицизм как направление духовной культуры XVII в.. Классицизм (от лат.  classicus – образцовый) стиль и направление в литературе и искусстве 17 – нач. 19 вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. Он, основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Декарт о четырёх правилах ума. Декарт (Descartes) Рене (1596 - 1650), французский философ, математик, физик и филолог. Общая причина движения – Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек – связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и долей. Безусловное основоположение всего знания – непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Четыре правила описаны в работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637). Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью … избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что … никаким образом не сможет дать повод к сомнению. Второе – делить каждую рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.  

Тема 10. Культура Просвещения.

Мировоззрение и идеология Просвещения. Эпоха Просвещения охватывает конец XVII – XVIII вв., который ещё называют «Век разума». Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике. Идеи равенства и рационализма. Эпоха просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.

Национальная специфика культуры просвещения (Англия, Франция, Германия). Особенности культуры Просвещения. Особая роль Англии (Шотландии) в истории Просвещения – его родина. После революции и гражданских войн в XVII – XVIII вв. сгладились противоречия в обществе, развивается парламентаризм и правовые формы политической борьбы. Джон Локк (1632 - 1704) – неотчуждаемые права человека: жизнь, свобода и собственность, основами которых является правовое равенство индивидов. Томас Гоббс (1588 - 1679) – люди равны от природы, нет равенства – нет доверия, нет доверия – война всех против всех. Писатель Бернард Мандевиль (1670 - 1733) и философ Иеремия Бентам (1748 - 1832) – этика себялюбия или разумного эгоизма. Дейвид Юм (1711 - 1776) – философ, историк, экономист и публицист, дипломат (Шотл.). Общественное благо через альтруистическое чувство общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлялось индивидуализму. Адам Смит (1723 - 1790) – только рынок освободит человека от отупляющей зависимости феодализма (теоретик тов-но ден-х отношений). Во Франции Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах. Уделом просветителей было «отщепенчество», порождающее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой протест приобретал форму атеизма и идеализации прошлого (республики античных государств). В Германии характерной особенностью периода была экономическая и политическая раздробленность страны. Идея национального единства доминировала. Христиан Вольф (1679 - 1754) – распространение «популярной философии» и просвещение снимает острые вопросы современности. В Германии церковь удерживала духовную жизнь в своих руках. В Пруссии король Фридрих великий (1740 - 1786) сам выдвинул новые идеи на публичное обсуждение. Иммануил Кант (1724 - 1804) ратовал за освобождение индивида в Просвещении в моральном и интеллектуальном, но не в политическом смысле. Изучать не предметы природы, а исследовать деятельность и законы человеческого разума и его границ. Постепенные реформы в политике, без всякого насилия. Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781),  поэт, драматург, лит. критик, философ. «Воспитание человеческого рода» (1830) тезисы о единстве человеческого рода, его всеохватывающей целостности. Придёт «эпоха нового, вечного Евангелия». Немецкое Просвещение рассматривало движение человека к совершенству как неизбежный закон человеческого развития.

Тема 11. Основные черты культуры периода утверждения буржуазных отношений.

Общая характеристика культуры XIX века в Европе. Развитие западноевропейской литературы и искусства этого периода и появление произведений, ставших огромным достижением культуры и завоеванием человеческого гения, происходило в сложных и противоречивых условиях. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали отношения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и её результаты, религиозный аспект. Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Несмотря на многообразие стилей, первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества.

Представители немецкой классической философии XVIII – XIX вв. В XIX в. проявилось значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724 - 1804) и И. Фихте (1762 - 1814). Исходя из их положений была создана романтическая теория, отраженная в учениях Ф.В. Шелинга (1775 - 1854): эстетическое начало предстаёт как «равновесие», полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал. Объективно-идеалистическая концепция получила развитие в трудах философа Г. Гегеля (1770 - 1831) в виде основных законов диалектики. Гегель отстаивал теорию поступательного развития человечества и принципа историзма (т.е. каждая эпоха занимает определённое место и оказывает влияние на последующее развитие). Людвиг Фейербах (1804 - 1872) философ, последователь Гегеля, но с 39-го года подверг его критике. В центре его фил. – человек, трактуемый, как биологическое существо, абстрактный индивид. Основу нравственности усматривал в стремлении к счастью посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).

От романизма к реализму. Иоганн Вольфган Гёте (1749 - 1832) – «универсальный гений» - учёный, теоретик и знаток искусства, романист, поэт, драматург. Самая великая цель состоит в утверждении человечности. Пьеса «Эгмонд», трагедия «Фауст». Чарльз Диккенс (1812 - 1870) англ. писатель. Старался отразить в своих произведениях все слои общества. Акцент на доброе начало в человеке («Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837)), неприятие всех форм социальной несправедливости («Плиключение Оливера Твиста» (1838)), социальный оптимизм («Лавка древностей» (1841)). Стендаль (Анри Мари Бейль) (1783 - 1842), французский писатель. Первый манифест реалистической школы в книге «Расин и Шекспир». Проводит психологический анализ и реалистично показывает общественные противоречия («Красное и черное»), обличение политической реакции («Пармская обитель»). Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827), представитель венской классической школы. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества создаёт (как Й. Гайдн и А. Моцарт) жанр классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме (т.е. контрастное сопоставление различных тем (экспозиция), их тональное и мотивное развитие (разработка), повторение основных тем чаще в главной тональности (реприза)).

Тема 12. Культура XX века.

Отражение картины мира в философских концепциях XX века и их влияние на культуру. Кризис культуры и её приход к нигилизму, как продукту критического, рационалистического мышления отметил Фридрих Ницше (1844 - 1900).  Наука – источник заблуждение, воля человека, как основа жизни, познаётся с помощью искусства (т.е. чувственного, иррационального). Мораль, особенно коллективистскую следует исключить -  преграда на пути воли (свободы личности). Идеи Ницше получили развитие у экзистенциалистов, считающих, что техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, присущей ему от рождения (О. Шпенглер (1880 - 1936) – закат западноевропейской цивилизации; Н. А. Бердяев (1874 – 1948) – «Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни … - привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила … характер человеческой жизни… оторвав жизнь чел-ю от ритма природы». Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения – у З. Фрейда, стремления к самоутверждению – у Ф. Адлера). Появившееся в конце 19-го в. философское учение прагматизма, раскрывает метод решения проблем в различных жизненных ситуациях. Мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина – практическая полезность. (возник в США, идеи Ч. Пирса, разработка доктрины У. Джемс, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид и т.д.). Развивается мистицизм, как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма.

Модернизм как социокультурное явление. Модернизм, общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20-го в., программно противопоставивших себя традиционализму (стили прошлого: классицизм и романизм, а т.ж. импрессионизм и модерн) в качестве единственного истинного «искусства современности» или «искусства будущего». Модернизм преддверие авангардизма (худ. тенденции более радикальные, чем модернизм: фовизм (дикий (фр.) - резкое обобщение пространства и формы) и кубизм – конструирование и формализация объёмной формы, разложение сложной формы на простые).

Явление постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре и изо-искусстве, совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в.(60-е гг.), связанной с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Самокритичное отношение искусства к самому себе, вместо войны с традицией – стилистическим плюрализмом. П. обратился к неповторимым особенностям окружающего пейзажа в сочетании с  новейшими достижениями строительной технологии. В изо-творчестве П. (поп-арт) провозгласило открытое искусство – сотрудничество со всеми прежними и настоящими стилями. П. отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой (не отказываясь от разнообразных видов их худ. экспресс анализа, как сфер культуры). Складывается единая, пульсирующая художественная среда, где прежние понятия «элитарного» и «массового» теряют всякий смысл. 

 

 

Категория: АКАДЕМИЯ | Добавил: ABGUS
Просмотров: 729 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

ПОЛЕЗНОЕ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

     MASTER ABGUS © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz