1. Мифологизация образа
Образ Жанны д'Арк
Историк Ольга Тогоева о святой и ведьме, исторической интерпретации образа и одержимости дьяволом
2. Проблемы датировки
Вся жизнь Жанны д’Арк окутана легендами. Начиная со дня ее рождения, который, как принято думать, приходится на 6 января 1412 года, и кончая ее смертью 30 мая 1431 года. Эта последняя дата известна нам совершенно точно, поскольку она упоминается в десятках свидетельств современников, в том числе в официальных судебных документах и королевских письмах. Сомнения относительно точного дня рождения Жанны возникают в тот самый момент, когда мы понимаем, что это число — 6 января — упомянуто в одном-единственном источнике и что на этот день в 1412 году приходилось Богоявление Господне. Иными словами, приход в этот мир Жанны д’Арк описан в письме королевского советника Персеваля де Буленвилье как явление второго Иисуса Христа, как рождение Спасителя, который придет на помощь французскому королевству и защитит его от английских захватчиков. Думать, что 6 января был действительно днем рождения Жанны д’Арк, при таких условиях совершенно недопустимо. Данное указание и данное сравнение были использованы де Буленвилье исключительно в пропагандистских целях, дабы укрепить веру в деву среди сторонников французского дофина Карла (будущего короля Карла VII). Аналогия, сближающая Жанну д’Арк с Иисусом Христом, в принципе является, на мой взгляд, ключом к пониманию оценки ее не только ее современниками, но и значительно более поздними поколениями европейцев.
3. Святая vs. ведьма
Иисус Христос в Библии представляется не только Спасителем человечества, но прежде всего истинным пророком, чьи предсказания всегда сбываются. Точно так же в XV веке воспринимали Жанну д’Арк ее сторонники. Для них она являлась пророком, и не просто пророком, но пророком активным, то есть человеком, который сам берется выполнить то, что предрек. Поскольку Иисус Христос в христианской культуре воспринимался как первый из святых, Жанна д’Арк многими ее современниками также начала рассматриваться как святая, пусть даже пока и не канонизированная официально Церковью. Мало того, подобное отношение к французской героине отмечали и ее ярые противники — противники французского короля в противостоянии Франции и Англии, которое позднее назовут Столетней войной. Для англичан и их союзников, подданных герцога Бургундского, Жанна отнюдь не являлась пророком и уж тем более святой. Для них она была прежде всего ведьмой, лжепророком, женщиной, дававшей лживые обещания, обманывавшей окружающих и обманом добивавшейся выгоды для себя. Эта игра на противопоставлении «святая vs. ведьма» продолжалась на протяжении всего XV века. Даже люди, нейтрально относившиеся к Французскому королевству, размышляя о Жанне д’Арк, постоянно держали этот вопрос в голове.
4. Об одержимости дьяволом
5 книг о мифологизации Жанны д'Арк
Что читать об образе Жанны д'Арк в культуре, рекомендует кандидат исторических наук Ольга Тогоева
5. Образ простой крестьянки
В эпоху Просвещения история Жанны д’Арк оказалась плотно связана с именем Вольтера, оказывавшего невероятное влияние на восприятие французской героини во всей Европе. С точки зрения прославленного философа, не нужно было быть святой, для того чтобы спасти свою страну. Для этого достаточно было обладать цепким умом, смекалкой, даром убеждения. Все эти качества Вольтер видел в Жанне, простой девушке из народа, не имевшей опыта придворной жизни, не получившей никакого образования и опиравшейся во всех своих начинаниях прежде всего на собственный здравый смысл. Концепция «простой крестьянки», использованной придворными Карла VII в своих политических интригах, надолго заняла умы французского общества. Именно этот образ — образ простушки, которая играла роль инструмента в руках королевских военных советников в условиях Столетней войны, — противопоставлялся на протяжении XVIII века по-прежнему существовавшему образу святой, который поддерживался католической частью общества, католическими историками и представителями Церкви.
Образ неграмотной простушки получил развитие и в XIX веке — в республиканской и либеральной историографии. Собственно, именно XIX веку мы обязаны тем образом Жанны д’Арк, который знаком нам по школьным или университетским учебникам. Это крестьянка, дочь простых людей, которая поднимается с самых низов до самых высот и ведет за собой народ, создает нацию, и эта нация спасает государство. Король и его ближайшее окружение при таком взгляде отходили на второй план, что было вполне логично для историков либерального направления. Однако и в качестве «народной героини» Жанна д’Арк и в этот период по-прежнему противопоставлялась «святой», которую на свои знамена поднимала французская Католическая церковь, с середины XIX века начавшая добиваться официальной канонизации девы.
6. Канонизация Жанны д’Арк
Почему нас привлекают исторические «секреты»
Почему читатели испытывают большой интерес к псевдоисторическим "исследованиям", и каковы принципы их конструирования?
7. Личность Жанны д’Арк
В истории Жанны д’Арк очень много загадок. Наиболее простой из вопросов, решение которых доступно историкам, — как ее воспринимали современники, а также то, как формировался ее образ на разных исторических этапах. Это восприятие, безусловно, различается, но мы можем с достаточной долей вероятности проследить его по источникам. Значительно сложнее понять, кем она была на самом деле и кем она сама себя считала. На эти вопросы, как мне кажется, мы никогда не узнаем ответов, мы не увидим Жанну «в действии», не услышим ее собственных слов. Сохранившиеся от XV века документы не могут дать нам полное представление о том, как она сама оценивала собственные поступки и прежде всего тот выбор, который она сделала, оставив свой дом и семью, привычный деревенский уклад, отказавшись от замужества и всю себя посвятив делу войны. То, что мы читаем в материалах судебного процесса, который был возбужден против Жанны д’Арк в 1431 году, не является стенограммой ее высказываний. Это не ее собственные слова, это записи, сделанные третьим лицом, а затем еще и переведенные со старофранцузского на латынь. Этот текст свидетельствует скорее о том, что думали судьи о своей обвиняемой, нежели о том, что говорила она сама. Безусловно, в современной историографии существует так называемое психологическое направление исследований, представители которого пытаются извлечь из источников сокровенные мысли и переживания героев прошлого. И в том числе они, безусловно, очень часто обращаются к личности Жанны д’Арк. Боюсь, что подобные попытки обречены на провал просто потому, что у нас нет и никогда не будет достоверной информации по целому ряду столь интересующих нас вопросов — источники нам ее не дают. И эта проблема навсегда останется открытой.