Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
20.04.2024
01:15
CASTLE MASTERS
Меню сайта
Категории раздела
ЕГИПЕТ [6]
Египетские источники тайного знания
ШУМЕРЫ, АКАД, ВАВИЛОН [1]
Шумерские источники тайного знания
ЭЗОТЕРИКА И ОККУЛЬТИЗМ [9]
То, что не всегда явно...
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА [6]
полезное для здоровья
Главная » Статьи » ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ И ЗНАНИЯ » ШУМЕРЫ, АКАД, ВАВИЛОН

Вавилонская поэма

Цикл праведных страдальцев

Старовавилонская поэма о праведном страдальце

(«Я восхвалю господа мудрости»)

(XV-XIIвв. до н.э.)

Эту поэму нельзя в полном смысле слова назвать произведением о праведном страдальце, потому что главный герой не уверен в своей безгрешности и допускает, что мог согрешить, не осознавая греха,27 чего мы не видим в книге Иова, и поэтому строгой параллели между этими произведениями нет.

 

«Вавилонская теодицея»

Сочинение написано в форме диалога двух людей - Страдальца и Друга Страдальца, которые решают вопрос: почему злые и неправые торжествуют, а праведные терпят неудачи и страдают?28

Отвечая на этот вопрос, друг говорит:

«Ты ведь [стоишь на земле], (а) замыслы бога далече»

«Как средина небес, сердце бога далеко,

Познать его трудно, не поймут (его) люди».29

Но, несмотря на подобную непознаваемость воли божией, на которую ссылается Друг, последний утверждает традиционную для тех времён точку зрения, что грешники будут наказаны в течение земной жизни, а праведники получат награду тоже ещёв земной жизни:

59. Взгляни на [красавца]-онагра в [долине], -

60. Строптивца, (что) нивы топтал, стрела опрокинет.

61. Приди, увидь губителя стад, льва, о котором ты вспомнил, -

62. За преступленья, что лев совершил, ему уготована яма.

63. Пышного богача, что имущество (в кучи) сгребает,

64. Царь на костре сожжет до сужденного (ему) срока.

65. Путями, (что) эти идут, пойти (и) ты желаешь?

66. (Лучше) ищи неизменной благосклонности бога!..

 

235. Что до плута, - завидовал ты его процветанью, -

236. Прыть (?) его ног исчезнет скоро!

237. Без бога мошенник владеет богатством, -

238. Оружье убийцы его настигнет!

239. Что твой успех, если божьей воли не ищешь?

240. У влачащего божье ярмо - достаток скромный, (но) верный.

241. Найди благое дыханье бога, -

242. И что за год утратил - восстановишь тотчас».

Но Страдалец свою личную проблему страдания переносит на всё общество и показывает, что несправедливость в мире становится повсеместной:

70. «Дорогой успеха идут те, кто не ищут б[ога],

71. Ослабли и захирели молившиеся бо[гине]...

243. Вгляделся в мир, - дела (обстоят) по-другому:

244. Демону бог не закрыл дороги».

Причём, причиной подобного положения вещей объявляется воля бога, который «не закрыл дороги» демону, попустил, чтобы демон причинял страдания праведным людям и помогал грешникам, не знающим бога.

Ещё один план, раскрывающийся в Теодицее, это план социальный, который имел очень важное значение в Древней Вавилонии. Видимо, социальные установления признавались ниспосланными свыше и освященными божествами, и поэтому нарушение этих установлений расценивалось как преступление против воли богов. И вот, Страдалец, возмущаясь притеснением богатыми бедняков, одновременно негодует и на присваивание бедными с помощью грабежа имущества богатых.

180. Все [...] об[ратились...] люди:

181. [В жалкое рубище] одет царевич,

182. [В роскошный наряд] облачен сын бедняка и голодранца;

183. Кто солод стерег - золотом [владеет],

184. Кто (мерой) червонное мерил - [тяжкую ношу] таскает;

185. Кто ел (одну) зелень - [пожирает] обед вельможи,

186. (А) сыну важного и богатого - дикий плод пропитанье!»

Нарушение общественных отношений наблюдаются и в семьях:

245. «Отец по каналам волочит лодку,

246. (А) сын его (взрослый) разлегся в постели,

247. Бежит, как пес, по дороге брат старший,

248. Младший ликует - погоняет мула.

249. По улице рыщет бродягой наследник,

250. Второй сын дает бедняку пропитанье».

Таким образом, мы видим, что в «Вавилонской теодицее» присутствует «необычный для шумеро-вавилонской литературы премудрости интерес к общественным проблемам»,30 проявляющийся в жалобе не столько на свои болезни, сколько на различные проблемы общества. Но в общем плане произведение остаётся в традиционном русле: Страдалец не отрицает принятых в обществе понятий добра и зла, но осуждает, когда эти понятия нарушаются тем, что злодеи имеют успех, а праведные бедствуют.

Друг находит самый простой и лежащий на поверхности ответ на главный вопрос произведения- он возлагает ответственность на богов, утверждая, что это боги создали людей несправедливыми и лживыми:

276. «Царь богов Нарру, человеков создавший,

277. Зулуммар великий, добывший их глину,

278. Царица, лепившая их, владычица Мама,

279. Кривую речь человечеству дали,

280. Наделили его навсегда неправедностью и ложью».

литература

[27] Арсений (Хейккинен), иером., Учительные книги Ветхого Завета и ближневосточные книги мудрости, курсовое сочинение, Л., 1989. с. 101

[28] Клочков И.С., Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки, М., 1983,  гл. VI, с. 122.

[29] строка 58, 256-257. (здесь и далее текст Вавилонской теодицеи цитируется по книге: Клочков И.С.,цит. соч., гл. VI, с. 79-87.)

[30] Клочков И.С.,цит. соч.,гл. VI, с. 125.

 

 



Источник: http://www.studfiles.ru/preview/4631290/page:3/
Категория: ШУМЕРЫ, АКАД, ВАВИЛОН | Добавил: ABGUS (08.09.2015)
Просмотров: 968 | Теги: история, Вавилонская поэма, древняя литература, Вавилон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

ПОЛЕЗНОЕ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     MASTER ABGUS © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz