Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь…
Ф. Тютчев “Silentium!”
1. Экзотерическое исследование. Определения и термины Лжи и Обмана. Первичность и вторичность объектов исследования. Лож с Обманом и без...
Не вдаваясь в типологические изыскания Лжи, ибо данные выводы достаточно полно представлены в различных источниках*, остановимся на определениях.
По В. С. Соловьёву (1853 - 1900): “ Ложь — в отличие от заблуждения и ошибки — обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине... Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности... [а] со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, “чтобы он жив был ими”; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания — есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным”**.
Н. А. Бердяев (1874 - 1948) говорил, что: “Мир захлебывается ото лжи. Лгут не только люди лживые по природе, но и люди правдивые. Лгут не только сознательно, но и бессознательно”***.
На страницах Новой философской энциклопедии, д.ф.н., профессор А. С. Карпенко (1946 - 2017), писал, что: “ Феномен лжи имеет четыре основных аспекта: гносеологический, логический, нравственный и политический.
Гносеологический аспект лжи основывается на условиях познания, при которых происходит искажение информации. Последнее может происходить по объективным причинам — в силу природы физических объектов и по субъективным причинам — в силу природы человеческого сознания и мышления.
В логике понятие “ложь”, как и понятие “истина”, используется либо как предикат, т. е. как свойство высказывания, либо как объект — одно из истинностных значений, приписываемое высказыванию, либо как унарный оператор при построении “логики лжи”. В последнем случае этот оператор определяется аксиоматически.
--------------------------------------
* Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психол. журн. 1999. № 2. С. 54-65. и т. д.
** Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // Ложь. В 86 томах. С.-Петербургъ, 1890—1907
*** Бердяев Н.А. Парадокс лжи // Человек. 1999. № 2. С. 102-108.
--------------------------------------
В классической логике (см. Логика высказываний. Логика предикатов…) понятия “ложь” и “истина” равноправны (дуальны), поскольку отрицание истины есть ложь и, наоборот, отрицание лжи есть истина. Но уже в некоторых неклассических логиках это не так. Напр., это не так в многозначных логиках, где появляются “степени истинности”. На самом деле неравноправность истины и лжи проявляется уже при употреблении этих понятий в естественном языке, на что указывает знаменитый “парадокс лжеца” …, в котором именно понятие лжи, а не истины делает ситуацию парадоксальной.
Парадоксальность феномена лжи проявляется и с точки зрения нравственности. Сознательная ложь, как обман, имеет явно негативное значение, а лживость является пороком. Но в то же время в философии морали встает также вопрос о необходимости лжи. Например, в крайнем случае, для спасения чьей-нибудь жизни. И тогда ложь оказывается добродетелью.
… Особый характер и особое значение ложь приобретает в сфере политики. Достижение благой цели всеми возможными и невозможными средствами безнравственно. В этих случаях цель, какой бы она не была прекрасной, вступает в противоречие со средствами и последние становятся сами целью. Так и происходит в развитых тоталитарных странах …, где основным средством для достижения цели является ложь. Чтобы снять противоречие между целью и средствами, тоталитарное государство вынуждено прибегнуть к тотальному и систематическому террору. Функциональное значение лжи здесь настолько велико, что возможно построение уникальных типов государств, где ложь материализуется во всех проявлениях человеческой жизни…”*/**.
Если рассматривать корневой аспект понятия в его историческом лингвистическом или этимологическом ключе, то следует взглянуть в прошлое. В Полном церковно-славянском словаре***, протоирея Григория Дьяченко (1850 - 1903), отмечается, что:
Лжа = ложь, неправда;
Ложъ = ложный, ненадёжный…
--------------------------------------
* Новая философская энциклопедия / Под науч. ред. В. С. Стёпина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина и А. П. Огурцова. В 4 томах. - М., 2010.
** Лит.: Гусейнов А. А. Красно поле рожью, а речь ложью. — “Новая Россия”, 1995, № 2, с. 132—135 (переиздано: Гусейнов А. А. Язык и совесть. Μ., 1996): Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994; Павлов С. А. Логика ложности FL4. — В кн.: Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. М., 1994; Солженицын Л. И. Жить не по лжи! — В кн.: Он же. Публицистика. Статьи и речи. Вермонт—Париж, 1989. (В середине 70-х гг. статья имела широкое распространение в Самиздате); BarwiseJ., EtchemendyJ. The liar. An essay on truth and circularity. N. Y.-Oxf., 1987.
*** Полный церковно-славянский словарь /Сост. Г. Дьяченко.–М.,1993 (Репр. изд. 1900 г).
----------------------------------
У Ожегова, в Словаре русского языка, Ложь характеризуется, как “намеренное искажение истины, неправда…”*.
Сделаем краткий обзор и иностранных слов (имён) некоторых европейских языков, связанных с ложью.
В Латинско-русском словаре (1899 г.) Петрученко, в основе которого лежал Немецко-латинский словарь Георгиса: (лат.) mendacium – ложь, неправда…; mendax – лживый; mendum – недостаток или ошибка, погрешность в чём-либо. Русско-немецкий словарь Цвилинга, переводит ложь, как Lüge, а ложный (ошибочный), как falsch. В Англо-русском и Русско-английском словаре Шапиро, ложь переводится, как falsehood (сравн. с нем. falsch, как ошибочный), а заблуждение - fallacy; лгун – (англ.) Liar, похожее на (лат.) Larva – маска (сравн. с (лат.) mascus - призрак), а также: привидение, личина. В мифологии Лярва - злой дух, приносящий живым несчастья и смерть. Согласно современным представлениям о славянской мифологии, на которую оказала влияние оккультная традиция, существует мнение, что лярва — якобы злобный женский дух, способный вселяться в тело женщины, после чего та становилась распутной и непотребной.
По этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера**, этимология слова Ложь происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. лъжь м. “лживый, лжец”, укр. лож, лжи — то же, сербохорв. ла̑ж ж. (род. п. ла̏жи) “ложь”, словенск. lǝ̀ž (род. п. lǝži^), lа̑ž (род. п. lǝží), чешск. lеž (род. п. lži) ж., словацк. lоž, польск. łеż (род. п. łżу). Связано с лгать, лжа...
Возвращаясь к логическому осмыслению лжи и ложным высказываниям, повторим, что тут возможны парадоксы***. Классическое понятие, о котором высказывались выше и которое с этим связано, формулируется в логике парадоксом “Лжеца”. То есть, если лжец сознаётся, что он лжец, то выходит, что он говорит правду, а тот, кто говорит правду, уже не может быть лжецом: лжец ни есть лжец – парадокс. В каком-то случае, как представляется, этот парадокс можно попытаться разрешить, если ввести в рассмотрение некий критерий “относительности суждений” в генезисе, раскрытии и определении слова (имени) “Лжец” и слова (имени) “Правда”. Но это лишь предположение…, задачка для логиков, и совсем иная история.
Таким образом, обобщая вышесказанное, Ложь, это экзистенциальная практика****, некая объективная осознанная и широко используемая в повседневной жизни реальность, уводящая от критериев Истины или истинности чего-либо, умышленно искажающая информацию и, в большинстве случаев, нарушающая этические правила и нравственные устои.
-------------------------------
* Ложь // Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М., 1975.
** Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. акад. РАН О.Н.Трубачева. - М., 2009. В 4 томах.
*** “Лжец” // Современный словарь по логике / Авт. – сост. В. В. Юрчук. – Мн., 1999.
**** Yudhijit Bhattacharjee. Why We Lie: The Science Behind Our Deceptive Ways / National Geographic Magazine. June 2017.
-------------------------------
ПРОДОЛЖЕНИЕ НА УКАЗАННЫХ САЙТАХ:
Гусев А. Б. Ложь и Обман: смыслы, связи, различия. - Ж., 2018.
http://zhurnal.lib.ru/editors/g/gusew_a_b/34stat-1.shtml …
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=543215 …
Источник: http://zhurnal.lib.ru/editors/g/gusew_a_b/34stat-1.shtml |