Подобно тому, как земля и небесные тела подчиняются законам Вселенной, - так и род человеческий подчиняется законам, которые в грядущих столетиях пытались открыть антропология и социальные науки. Но Брейгель еще задолго до того, как эти науки приняли свою современную форму, предугадал идею о закономерно управляемом единстве и создал свое живописное представление о ней.
Абрахам Ортелиус, прославленный нидерландский географ, друг Брейгеля
Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.
Что же касается документов, относящихся к Брейгелю непосредственно, то их обнаружено было всего три. Это справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.). http://www.centre.smr.ru/win/artists/bregel/biogr_bregel.htm
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города.
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.
В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 г. В 1551 г. Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он рисует собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Полагают, что в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио. http://artchive.ru/artists/piter_breygel_starshiy/biography
Пейзаж с падением Икара, 27 х 33 см , 1553 г.
Уже в ранних, исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553), изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достигает впечатления космической грандиозности, демонстрируя огромную протяженность пространства, ландшафтного величия окружающего мироздания.
http://www.centre.smr.ru/win/artists/bregel/biogr_bregel.htm
Пейзаж с похищением Психеи Меркурием, 27 х 33 см , 1553 г.
Серия «Двенадцать больших пейзажeй», Хитрый птицелов, 32 х 42 см , 1555 г.
Серия «Двенадцать больших пейзажeй», Альпийский пейзаж, 30 х 42 см , 1555 г
Большой альпийский пейзаж, 3 х 4 см , 1555 г.
Искушение святого Антония, 24 х 32 см , 1556 г.
Осел в школе, 22 х 29 см , 1556 г.
Большие рыбы поедают малых, 23 х 29 см , 1556 г.
В 1556 году Брейгель работает в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежащей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры Большие рыбы поедают малых и Осёл в школе. Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так гравюра Большие рыбы поедают малых была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
Терпение, 34 х 44 см , 1557 г.
В 1557 году Брейгель пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехами.
Серия "Пороки"
Серия «Пороки», Зависть, 22 х 29 см , 1558 г.
Серия «Пороки», Гордыня, 29 х 22 см , 1558 г.
Серия «Пороки», Гнев, 22 х 29 см , 1558 г.
Серия «Пороки», Обжорство, 22 х 29 см , 1558 г.
Серия «Пороки», Скупость, 22 х 29 см , 1558 г.
Серия «Пороки», Лень, 22 х 29 см , 1558 г.
Серия «Пороки», Распутство,22 х 29 см , 1558 г.
Серия «Пороки», Страшный суд, 22 х 29 см , 1558 г.
Алхимик, 32 х 44 см , 1558 г.
Из серии "Малые пейзажи"
Серия «Малые пейзажи», Фронтиспис к изданию 1561 года
В его творении средневековое нидерландское "готическое" искусство, так и не дошедшее до кульминационного пункта в религиозной живописи и в изображении быта, достигло его в пейзаже. Все остальное в этой области как будто для того только и существовало, чтобы подготовить расцвет Брейгеля, этого изумительного мастера и чудного поэта.
Как готическая архитектура находит предельную полноту, цельность и великолепие в соборах севера Франции и Англии, так точно и готический северный пейзаж достигает своей предельной полноты, цельности и великолепия в картинах и гравюрах Брейгеля. Творение Брейгеля - микрокосм, целый мир, выросший на почве средневековой мистики и сказочности. Не устаешь обозревать этот мир и радоваться все новым и новым открытиям в нем.
Особенностью Брейгеля является его широта, свобода и полная искренность.
Это художник очень благородной, очень "красивой" души, умиленной и восторженной, знающей и зло, и добро, принимающей первое как неизбежное, и благословляющей второе по личному влечению к нему. И Брейгель является наследником братьев Лимбург и ван Эйк, но робость, ошибки, "провалы" их ему неизвестны.
Он совершенно свободно распоряжается огромным достоянием, накопленным художественными предками. Он пишет широко, быстро, просто. Все у него как-то сразу становится именно туда, куда нужно; он умеет передать как мелочный мир под ногами, так и громады полей, гор, небес. Безбрежно раскидывается у него горизонт, но он умеет также с одинаковой убедительностью передать и уютную прелесть тесных задворков. http://www.benua.su/breygel_starshiy/
Ведьма из Маллегема, 35 х 48 см , 1559 г.
Серия "Добродетили"
Серия «Добродетели», Христос в Лимбе [Сошествие во Ад], 23 х 28 см , 1561 г.
Серия «Добродетели», Сила,22 х 28 см , 1561 г.
Серия «Добродетели», Благоразумие, 22 х 29 см , 1561 г.
Серия «Добродетели», Надежда,22 х 29 см , 1561 г.
Серия «Добродетели», Умеренность, 22 х 9 см , 1561 г.
Серия «Добродетели», Правосудие, 22 х 29 см , 1561 г.
Серия «Добродетели», Вера, 22 х 29 см , 1561 г.
Серия «Добродетели», Любовь (Милосердие), 22 х 29 см , 1561 г.
Тощая кухня, 22 х 29 см , 1563 г.
Жирная кухня, 22 х 29 см , 1563 г.
Война сундуков с копилками, 23 х 30 см , 1563 г.
Падение демонов, 22 х 28 см , 1565 г.
Святой Иаков Старший и маг Гермоген, 22 х 29 см , 1565 г.
Притча о добром пастыре, 22 х 29 см , 1565 г.
Охота на зайцев, 22 х 22 см , 1566 г.
Страна лентяев, 22 х 29 см , 1567 г.
Серия «Двенадцать фламандских пословиц»
Тщетно стучаться в дом глухого, Тондо, 1568 г.
Сварливая жена — несчастье в доме, Тондо,1568 г.
Если один слепой ведет другого, оба они упадут в яму, Тондо, 1568 г.
Мизантроп, Тондо, 1568 г.
Только глупец высиживает пустое яйцо, Тондо, 1568 г.
Человек с денежным мешком и льстецы, Тондо,1568 г.
Расточительный стрелок [Из пушки по воробьям], Тондо, 1568 г.
Сено бежит за лошадью, Тондо,1568 г.
Музыка богатых всегда приятна, играй они хоть на обглоданной кости, Тондо,1568 г.
Незадачливый торговец, Тондо, 1568 г.
Всяк купец свой товар хвалит, Тондо, 1568 г.
Только эгоист греется у горящего дома, Тондо, 1568 г.
Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне (Нотр-Дам-де-ла-Шепель).
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.
http://artchive.ru/artists/piter_breygel_starshiy/type/graphika
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post299042882/ |