МАРК АВРЕЛИЙ
Marcus Aurelius Antoninus
Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Его называют философом на троне. После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus) родился 26 апреля 121 года. Он вырос в Риме в кругу, близком к императору Адриану. После смерти отца, в 138 году он был усыновлен Антонином Пием, который правил в 138-161 годах. Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца. После его смерти Аврелий первое время правил совместно с Луцием Веером, умершим в 169 году. Став единовластным владыкой Римской империи, он подобно Пию опирался на сенаторское сословие и во внутренней политике стремился к упорядочению законодательства и бюрократического аппарата. Марк Аврелий известен как высоконравственный, гуманный, хорошо образованный человек. По своим философским взглядам был убежденным и непреклонным стоиком, ненавидевшим насилие и войны, но по иронии судьбы беспрерывно воевавшим.
В 162-166 годах, после вторжения парфян в Сирию, Марк Аврелий вел войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии; в 166-180 – Маркоманскую войну с вторгшимися в придунайские провинции германцами и сарматами. Постоянные войны привели к ослаблению империи, вызвали эпидемии и обнищание населения. Будучи последователем стоической школы, Аврелий в философском сочинении «Наедине с собой» выражал стремление к моральному самоусовершенствованию и неверие в возможность совершенствования политического строя. Умер Марк Аврелий 17 марта 180 года от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
Философия Марка Аврелия...
Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе»*. Учителем философии Марка Аврелия был Максим Клавдий.
Будучи представителем позднего стоицизма*, Марк Аврелий наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные разделы философии служат целям пропедевтическим*.
Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум*. Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни*. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье*.
___________________
* Столяров А. А. Стоицизм / Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2000—2001.
Источник: http://www.calend.ru/person/921/
© Calend.ru + wikipedia.org
|